Лесные акушерки

Лесные акушерки (из журнала COURRIER INTERNATIONAL N 543)

(COURRIER INTERNATIONAL N 543 (29 марта — 4 апреля 2001), с. 51)
Медицина голыми руками. Бразильская версия.
ЛЕСНЫЕ АКУШЕРКИ
Умение амазонских акушерок не гарантировано никакими дипломами. Основанное на интуиции, опыте и вере, оно помогает прийти в этот мир тысячам детей там, где никогда не бывают врачи.
RACA BRASIL
Бразилия
Гезилен Гомес, 27 лет, родилась в Ларанжал до Жари, деревеньке штата Амапа. Будучи на 9 месяце беременности, она попросила о помощи Марию де Назаре Рибейро, деревенскую акушерку, чтобы произвести на свет своего пятого ребенка. Впрочем, это для нее единственная возможность, так как врачи никогда не бывают в этих затерянных в лесу местах.
Официально в Амазонии работают 850 акушерок. Фактически их гораздо больше, но узнать их точное количество невозможно. Марии де Назаре было 13 лет, когда она приняла свои первые роды. «Мы были одни. Сестра спросила меня, умею ли я это делать. Не знаю почему, я сказала «да». Одному Богу известно, как я могла справиться. Но я знала, что должна это сделать». Впоследствии Мария прошла курс в рамках проекта обучения акушерок Амапы (*). «Я не узнала ничего действительно нового для себя. Для меня это действительно легко.»
Впрочем, врачи и акушерки не всегда согласны между собой. «Врачи против наших манипуляций, особенно массажа живота рожениц», — подчеркивает Маринес да Сильва Лопес, с 16 лет акушерка в Виетна, деревне золотоискателей. «Но женщины нуждаются в этом. Они приходят ко мне, потому что мой массаж облегчает их боли. Это единственное средство привести ребенка в нужное положение.»
Единственные инструменты акушерки — это ее инстинкт и прикосновение. Когда она принимает ребенка, она делает все для того, чтобы его первая встреча с внешним миром была бы уникальным впечатлением. «Раньше все знали, когда должен был родиться ребенок», — рассказывает Россильда Жоакина да Сильва, акушерка и врачевательница киломбо [деревня, выросшая на месте лагеря рабов] Куриау. «Мы организовывали большой праздник. Если это был мальчик, делалось три ружейных выстрела, если девочка — два. Роды не были чем-то печальным или драматическим. Сегодня все изменилось. Молодые предпочитают отправляться в больницу».
Мария обследует живот Гизелен своими опытными руками. «Ребенок опустился, он может выйти в любой момент, но это будет сегодня ночью. Это мальчик, увидишь, я тебе говорю.» Она теперь знает, что ее пациентке придется тяжело. «Мы всегда стараемся помочь матери и ребенку, но не всегда все идет так, как хочется,» — сожалеет Мария «Тяжело, когда ребенок идет тазом вперед. Однажды ребенок убрал ногу, потому что я ее пощекотала. Так что мне пришлось просунуть два пальца во влагалище матери и вытягивать ребенка за руки, голову и другие части тела, чтобы он не пострадал. Если ребенок в поперечном предлежании, только хирург и Бог могут извлечь его оттуда.» Для Марии рождение двойни не проблема: «Если первый идет головой вперед, второй выходит сам. Если Богу это угодно», — как они говорят.
Акушерки — верующие, они молятся, чтобы роды прошли хорошо, потом они возносят благодарственную молитву. Все дело в действии и убеждениях. Они — индеанки, чернокожие, белые, метиски. Они отмечены культурой, которая уходит корнями в африканские и индейские традиции. Но у них есть собственное уникальное знание — массаж. Им известна алхимия лечебных трав и много других секретов.
Гезилен — не единственная, кто ждет ребенка в этих поселениях на сваях. Некоторым матерям всего по 12 лет, и они ходят в школу со своим ребенком на руках. В Ларанжал до Жари все начинается и заканчивается очень быстро.

В штате Амапа акушерки занимаются регистрацией рождений, еще не учтенных властями. «Даже сегодня в Амазонии можно родиться и умереть без регистрации в мэрии», — отмечает Жанет Капибериб. Благодаря образовательному проекту для акушерок, детская смертность в Амапа — одна из самых низких в Бразилии. Количество кесаревых сечений тоже самое низкое, в то время как в больницах Сан-Пауло 90% женщин рожают с кесаревым сечением (так как это приносит больший доход врачам и уменьшает риск для ребенка).
Лесные акушерки долго сопровождают матерей даже после родов. Это тяжелая работа. Пешком, на лодке или верхом, им приходится совершать длинный путь, чтобы посетить некоторых своих пациенток. Все это за мизерную плату. «Наша плата — это улыбка ребенка», — говорит Маринес да Сильва. Если нет денег, в качестве платы могут быть яйца, куры, а Мария как-то получила даже диван.
Момент родов у Гезилен наступил. Дом акушерки недалеко. Гезилен ложится на кровать, ритуал может начинаться. Проходит время, но ребенок не появляется на свет. Несмотря на свой опыт, Гезилен слегка волнуется. Атмосфера напряженная. Мария массирует живот Гезилен, положив ее ноги между своими. Потуги усиливаются, воды отходят, и ребенок появляется на свет. Это мальчик. Мария была права. Акушерка подхватывает его и впихивает ему палец в рот, чтобы он закричал. В соответствии с традицией, мать Гезилен берет плаценту своей дочери и идет выбрасывать ее в лес. Мария моет ребенка в большом тазу. Он успокаивается. Он у матери. Он не сознает своей удачи — в больнице они были бы уже разлучены. На следующий день Гезилен вернется пешком к своей матери с ребенком на руках. В поселениях на сваях новости распространяются быстро. Уже день. Роды действительно были ночью, Мария снова оказалась права.
_____________________________________________
* Проект Партейрас
Проект «Традиционные акушерки штата Амапа» был начат в 1995 году депутатом Жанет Капибедбе. Две ассоциации проводят курсы гинекологии и акушерства, предоставляя медицинское оборудование, подаренное государством и негосударственными организациями. Проект наталкивается на лобби городских больниц, которые, боясь конкуренции, тормозят создание родильных домов в уединенных деревнях.
Джузеппе Биццарри

 

Видео по теме:


Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

В начало записи
© 2018    Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки   //    Войти